Дислексия. Книги. Жизнь.

Как настырный дислексик со стажем, я до дрожи люблю книги. Конечно, с годами, я выработала ни одну технику чтения для себя, но ни одна из них не решает проблемы, как таковой. При моей страсти к новым знаниям, интересному и познавательному, чтение даже нескольких страниц, — это безусловный вызов. То, что для многих естественная данность, для меня — бесконечный бой. И да, возможно, это прозвучит для кого-то совершенным кошмаром и разочарованием, но мне немного книг за мою жизнь удалось прочесть, что называется, "от корки до корки".

Представьте себе, моё первое образование — филологическое.

Как я читала, спросите вы (а я, таки да, читала)? Это огромная отдельная реальность моей жизни. Чтение и концентрация для меня, — всегда преодоление.

Своё детство, юность и раннее взросление я прожила в социуме, где любые особенности рассматривались как недопустимое несоответствие стандартам, и как следствие, - не оставались безнаказанными. Родившись "левшой", тебя насильно переучивали на "правшу". Будучи амбидекстром, тебе насильно всё перекладывали в одну и исключительно в правую руку, а иногда били по "неправильной" руке, чтобы сформировать "правильный" рефлекс. Если ребёнок плохо и медленно читал, чесал глаза от перенапряжения и "ловли" букв по всему тексту, его укоряли за лень и стыдили перед всем классом за самое маленькое количество прочитанного текста за нормативные 3 минуты.

Меня долго пугали книжки, где не было картинок, потому что многое при моём подвижном детском уме было просто понятно и без букв. Я часто представляла себе, как вырасту и буду сидеть в удобном кресле и читать огромную, толстую, вкусно пахнущую книгу, медленно и важно перелистывая её хрустящие страницы, а за моей спиной будет большая библиотека, где большая часть книг прочитаны мной с наслаждением и заполнением. Но будучи взрослой я узнала, что дислексия, — это как родимое пятно, на всю жизнь. И я, наконец, приняла это как часть себя. Лишь недавно я призналась в этом своим близким, настолько бескомпромиссно весь мой "цветник" странностей и "неправильностей" был опечатан бесцеремонной системой.

Я обожаю книжные магазины, книжные ярмарки, библиотеки и — писать (и хочется верить, что справляюсь порой неплохо). Германия для меня в этом плане, - книжный рай. Здесь до сих пор любят и предпочитают книги, покупают свежие и даже не свежие газеты, старые издания книг и комиксы. Здесь по-прежнему не редкость встретить газетные автоматы, для которых пожилое поколение разменивают мелочь, не охотно отдавая её в магазинах на кассе.

Здесь любят читать и для этого созданы все идеальные удобства. Библиотеки всегда людны. Маленькие и огромные магазины книг и всё, что с ними сопряжено, — это подвижный, людный мир. В некоторых больших книжных магазинах, таких как "Thalia", часто есть уютное, вместительные кафе, где можно за чашечкой кофе, в удобном кресле, нырнуть в иную реальность живых образов, нежно оберегаемых упругим переплётом девственных, офсетных страниц цвета слоновой кости.

Я очень продвинутый интернет-пользователь и практически все сферы моей жизни так или иначе используют виртуальное пространство, как естественное и обычное. Но чувства, дружба, любовь и книги — в это пространство не вмещаются. Это для меня настолько плотная субстанция, что я могу взаимодействовать с ней только вживую.

Иногда мне кажется, что я способна читать через прикосновение и даже через непосредственное присутствие "желанной" книги рядом. О, нет, это происходит далеко не со всеми книгами. И раз уж чтение, — это борьба, то пусть нечто удивительное, уникальное, качественное, нейронно-подвижное будет наградой мне в конце.

Да, я не читала и не прочитала тысячи популярных, модных и "must have to read" книг, я не прочитала, возможно, и сотни. У меня нет любимой книги. Каждая дорога мне по-своему. А ещё я очень люблю словари и весь тот монументальный, железо-бетонный труд людей, которые осилили и структурировали все это разношерстие.

Ломая шаблоны и общепринятые стандарты, я могу ответственно утверждать, что когда вы настроены на частоту и вибрацию жизни, она подарит вам "ваши" книги, — вы встретите людей-"книг", вы переживёте сюжеты, достойные бестселлера, ваша фабула жизни будет вливаться в сюжеты чьих-то жизней и аккуратно перелистывать хрупкое пространство. Вы встретите людей, которых никогда не разгадаете, как финал "Замка" Франца Кафки. Вы встретите людей, с которыми вы переплетётесь самыми потаёнными строками, не в силах вырвать ни слова. Будут люди с красивыми яркими обложками и желтыми дешёвыми страницами. Будут громоздкие толстые "книги", соприкоснувшись с мелованным величием которых, вы будете ощущать всю тщетность своей "библиотеки". Вам встретятся "люди-вырванные страницы", которых носят ветры и сквозняки, "люди-вырванные страницы", которых аккуратно вложили в чужую книгу. Возможно, в вашей собственной вы найдете не одну такую страницу. "Люди-разорванные страницы" и "люди-надорванные страницы", "люди-титульные листы" и "люди-ненаписанные книги"...

Если немного сменить фокус привычного восприятия, встать на стул или лечь на пол, занять любую непривычную позу для рассмотрения ситуации под другим углом, станет беспощадно очевидно, что в своей собственной "книге" - мы подавляющим образом большую часть своей жизни полные дислексики, с той или иной формой гениальности. Чтение любой иной книги, чьей-то жизни, вымышленной или реальной, даётся нам легко и понятно. Но стоит коснуться "строк" собственной жизни и все буквы разбегаются врассыпную, и даже строят новые, запутанные слова, строки, а потом и сюжеты... Своя "книга" остается самой запыленной, не прочитанной и не познанной, загроможденная чужими "книгами", их историями, "страницами", "главными героями" и наконец, полным гардеробом чужих эмоций...

Дислексия — это навсегда. Но если очень любить книги, если очень хотеть читать, если очень хотеть познавать, узнавать, жить, любить, менять, не сдаваться там, где нужно усилие, отпускать, где отмерло, сопротивляться, если не "ваше", верить, если чувствуете, быть с тем, с кем комфортно, кричать, если больно, уходить, если пора, отдавать искренне, принимать легче, собирать буквы в слова, а слова в строки, - то это выбор.

Это ваша "книга", — вам закрывать её последними.

Автор: © Татьяна Варуха
Фотография: © Teerawut Masawat



8 комментариев:

  1. Spasibo, Tatyana! Eto kruto! Menya budorazhat vashi obrasy. Vy ochen´ talantlivy chelovek, ochen´ glubokiy, nastoyaschiy! vashe slovo prityagivaet, zastavlyaet dumat´ i analizirovat´. Spasibo za vsyo, chto vy pishite i peredayete cherez slovo!

    Kstati, dislecsia schitaetsya sputnicej genialnosti ))!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, спасибо большое! Прям, душ позитива :) Это очень здорово! Ну, и за "гениальность", конечно, мое нескромное спасибо :))

      Удалить
  2. Я тоже очень люблю вас читать! Жаль, что стали делать это так редко. Видимо дислексия сказывается)))

    ОтветитьУдалить
  3. Очень люблю вас читать. Жаль что все реже и реже вы это делаете

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, очень приятно. Мне самой жаль, что редко получается. Хотя чаще есть, о чем писать, не хватает малости обычно :)

      Удалить
  4. Здорово! Очень полезная заметка! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Казалось бы, что может быть проще - читать книги! Но дислексия...а как много людей, которые могут читать, но не ценят этого, или ленятся. Вот кто по настоящему болен.

    ОтветитьУдалить